- 积分
- 177
注册时间2011-5-8
最后登录1970-1-1
在线时间 小时UID13417
|
ПАРОВОЗ СЕРИИ ФД
% N3 V. |% X: @( X1 wВ 1933 году Луганским паровозостроительным заводом были построены мощные паровозы грузового движения серии ФД. На железные дороги Беларуси поступили в 1938 году.
( Y2 |" C/ K$ C( {5 t! p8 Q7 u/ Y
! p( l, ?: x0 U2 sОсновные характеристики паровоза серии ФД
( O. w% ]: B) s4 I u) b" B* _( E
3 \. K; h( Z3 L7 `9 z! E H* O' xОсевая формула 1-5-1/ f( P4 V( z. Z( f% E6 p
Масса в рабочем состоянии 134,4 т G+ v4 t5 x# z2 ]( x
Масса порожнего паровоза 118,87 т) ^$ T3 d; ^9 @" N, n' A1 n; j. K, p* R
Сцепная масса 100—104 т
" r* ~& l" T) j# O, s' } zДлина локомотива 15 877 мм) ]0 k4 k1 Z; f7 b8 l
Мощность до 3100 л. с.
* o6 G" y8 ]2 V. b L+ d: DСила тяги 21 200—23 300 кгс$ r! Z7 Q) [% q* ^( v, X* \
Диаметр движущих колесных пар 1500 мм
" ?& x$ l/ [/ I) [Диаметр цилиндров 670 мм
& n v l$ W! y' k1 @+ hХод поршня 770 мм
, j" W! Z: z9 H/ y! D9 ?Испаряющая поверхность нагрева 295,16 м23 V7 j" ~! N+ m, S0 }6 M
Площадь колосниковой решетки 7,04 м2
/ _( C0 ~$ A N9 yДавление пара в котле 15 кгс/см2* E# x) e4 }9 S6 o; I2 O
Конструкционная скорость 85 км/ч( f6 H- j- r2 q4 a
1 N) J2 ~. N M1 s9 y- OИстория паровоза ФД
% B* |0 n; J) P( e! dИстория создания самого мощного грузового паровоза СССР началась задолго до постройки первого локомотива этого типа, в середине 20-х гг., когда в наркомате путей сообщения возникли идеи прокладки сверхмагистралей, по которым курсировали бы большегрузные поезда, известные тяжелыми локомотивами. Однако претворить эти планы мешало экономическое положение страны, а сами они тонули в бесплодных совещаниях и бюрократических согласованиях. Ни руководство НКПС, ни конструкторы не могли выдвинуть жизнеспособных предложений.
- a2 E: O: U. W# H- S( z) o. f3 J; z3 Q5 r% D. `
Тем не менее именно тогда на конкурс были присланы два варианта проектов мощного паровоза, заочно получившего серию Т (товарный). Оба оказались неработоспособными — сказалось отсутствие грамотных, опытных инженеров и обрыв преемственности конструирования.* s }+ F H% ?
& l0 z" |: j2 D
В 1930 году от попыток создания мощного отечественного паровоза отказались, а в США на предприятиях АЛКО и Балдвина заказали 10 локомотивов, получивших серию Т с индексами А и Б. Обязательным условием контракта было представление чертежей, однако слабые конструкторские бюро не смогли их освоить, поэтому ОГПУ арестовало некоторых специалистов под видом вредителей и поместило их в одну из первых «шарашек». Здесь они разработали эскизный проект мощного паровоза, внешне походившего на заокеанский прототип, но проще, легче и более пригодного к работе на легких железнодорожных путях Советского Союза. А рабочие чертежи подготовили в Центральном локомотивопроектном бюро на Коломенском машиностроительном заводе. Для постройки назначили самый крупный Луганский завод, но и там пришлось возвести огромный сборочный цех. Обстановка была накалена, все шло в крайней спешке, ведь локомотивом интересовались на «самом верху». Создание паровоза напрямую обеспечивало ОГПУ, и к 7 ноября 1931 г. опытная машина прибыла в Москву. Факт сверхбыстрого проектирования и изготовления мощного паровоза (официально за 170 дней) преподносили как свидетельство превосходства социалистического строя перед буржуазным.
# t8 _1 f1 w5 F- n, [1 X1 `. S
3 |: ^( w8 Y- b4 \$ |В честь председателя ЧК-ОГПУ и наркома путей сообщения Ф.Э.Дзержинского паровозу присвоили серию ФД20, где цифра обозначала нагрузку на ось в тоннах. По тем временам эта величина была значительной, обычно она не превышала 18 т.. @2 G; h( P8 F' j
# W5 s4 {# E& X7 j7 O3 Q
Локомотив, выполненный по американским нормам, оказался новым для отечественных железных дорог (опыт поступавших в 1915—1919 гг. из США «декаподов» не учли). Котел с огромной топкой, блок цилиндров, отлитый из двух половин и одновременно являющийся передней опорой котла, так называемая брусковая рама с толщиной полотен 125 мм «стокер» (механический кочегар) — вот краткий перечень основных особенностей, свойственных «американцам» и примененных в ФД. Для размещения тяжелого котла с хорошо развитой топкой на нем впервые в СССР была использована осевая формула 1-5-1. Рациональные и прочные конструкции позволяли легко добиться показателей, требовавшихся от локомотива мощности 2500 л. с. и силы тяги 20 т, тогда как у основного товарного паровоза СССР серии Э она составляла 1300 л. с. Другие характеристики ФД тоже превосходили его параметры.( Q- F; |. t. [& H9 C( |* g
/ C% `2 L4 u) \1 D: a/ M
В целом паровоз приземленной суровой тяжестью производил сильное впечатление. Иначе, чем могучий его не называли и это было правдой. Уже первые поездки опытного ФД20-1 показали его выдающиеся тяговые свойства и способность потреблять низкосортные угли, до этого на железных дорогах не применявшиеся. |
|