- 积分
- 177
注册时间2011-5-8
最后登录1970-1-1
在线时间 小时UID13417
|
ПАРОВОЗ СЕРИИ ФД * D& e% @5 A4 C4 K* u+ m9 I
В 1933 году Луганским паровозостроительным заводом были построены мощные паровозы грузового движения серии ФД. На железные дороги Беларуси поступили в 1938 году.
# T6 I+ X( ?" q7 d; p8 Y% U7 I4 h% `. Z n5 h+ g: x; c
Основные характеристики паровоза серии ФД5 R2 F" D) [9 S- R
, c# l: d" v. Z5 i, p( ?+ ?
Осевая формула 1-5-1
' t) b$ f& o$ i8 r1 \% P) sМасса в рабочем состоянии 134,4 т, b) k6 i: \# ?$ Z) k& H
Масса порожнего паровоза 118,87 т
! L- V' E3 J6 MСцепная масса 100—104 т/ j* T$ s2 ~7 f0 M$ r% K
Длина локомотива 15 877 мм: S7 ~6 n3 J- _
Мощность до 3100 л. с.2 g" V9 f) z8 f' n
Сила тяги 21 200—23 300 кгс6 H+ S( O7 a- W% Z; i' X9 t
Диаметр движущих колесных пар 1500 мм5 S2 ~ R+ r, X
Диаметр цилиндров 670 мм. N1 c& S1 a: b
Ход поршня 770 мм! x6 {% P: \! d
Испаряющая поверхность нагрева 295,16 м2$ b0 H5 K7 T+ D0 z( B' T. U
Площадь колосниковой решетки 7,04 м23 p3 D; ]0 f! o- D' r* z
Давление пара в котле 15 кгс/см2. ]7 k; n. h8 }2 g
Конструкционная скорость 85 км/ч7 s$ u/ {9 i0 K% n
, _! Z% B, J5 E. Q4 E+ W
История паровоза ФД% Z& M( t& V- a; q$ e
История создания самого мощного грузового паровоза СССР началась задолго до постройки первого локомотива этого типа, в середине 20-х гг., когда в наркомате путей сообщения возникли идеи прокладки сверхмагистралей, по которым курсировали бы большегрузные поезда, известные тяжелыми локомотивами. Однако претворить эти планы мешало экономическое положение страны, а сами они тонули в бесплодных совещаниях и бюрократических согласованиях. Ни руководство НКПС, ни конструкторы не могли выдвинуть жизнеспособных предложений./ w1 S7 U) `- w) b+ B5 i
' \6 X; P- A0 y( M; S& l+ o- y9 \" z# R& VТем не менее именно тогда на конкурс были присланы два варианта проектов мощного паровоза, заочно получившего серию Т (товарный). Оба оказались неработоспособными — сказалось отсутствие грамотных, опытных инженеров и обрыв преемственности конструирования./ V7 k* j$ }+ n g! ?2 W8 U5 k' u
8 z5 h+ x& s# @ ?! [В 1930 году от попыток создания мощного отечественного паровоза отказались, а в США на предприятиях АЛКО и Балдвина заказали 10 локомотивов, получивших серию Т с индексами А и Б. Обязательным условием контракта было представление чертежей, однако слабые конструкторские бюро не смогли их освоить, поэтому ОГПУ арестовало некоторых специалистов под видом вредителей и поместило их в одну из первых «шарашек». Здесь они разработали эскизный проект мощного паровоза, внешне походившего на заокеанский прототип, но проще, легче и более пригодного к работе на легких железнодорожных путях Советского Союза. А рабочие чертежи подготовили в Центральном локомотивопроектном бюро на Коломенском машиностроительном заводе. Для постройки назначили самый крупный Луганский завод, но и там пришлось возвести огромный сборочный цех. Обстановка была накалена, все шло в крайней спешке, ведь локомотивом интересовались на «самом верху». Создание паровоза напрямую обеспечивало ОГПУ, и к 7 ноября 1931 г. опытная машина прибыла в Москву. Факт сверхбыстрого проектирования и изготовления мощного паровоза (официально за 170 дней) преподносили как свидетельство превосходства социалистического строя перед буржуазным.( @; c) a3 n- M; k& H* \( y
5 G) V# F+ @/ }% O# I/ V0 `% ]1 F' K- S9 e7 N! b! ?
В честь председателя ЧК-ОГПУ и наркома путей сообщения Ф.Э.Дзержинского паровозу присвоили серию ФД20, где цифра обозначала нагрузку на ось в тоннах. По тем временам эта величина была значительной, обычно она не превышала 18 т.
5 H! a- S4 d# a7 [# I3 b; @9 }
0 c6 S' q' v* Q# j* ~6 |! zЛокомотив, выполненный по американским нормам, оказался новым для отечественных железных дорог (опыт поступавших в 1915—1919 гг. из США «декаподов» не учли). Котел с огромной топкой, блок цилиндров, отлитый из двух половин и одновременно являющийся передней опорой котла, так называемая брусковая рама с толщиной полотен 125 мм «стокер» (механический кочегар) — вот краткий перечень основных особенностей, свойственных «американцам» и примененных в ФД. Для размещения тяжелого котла с хорошо развитой топкой на нем впервые в СССР была использована осевая формула 1-5-1. Рациональные и прочные конструкции позволяли легко добиться показателей, требовавшихся от локомотива мощности 2500 л. с. и силы тяги 20 т, тогда как у основного товарного паровоза СССР серии Э она составляла 1300 л. с. Другие характеристики ФД тоже превосходили его параметры.* f+ [$ Y1 J3 f" _4 U6 B
" ^& M5 [+ _+ }% x7 L( @В целом паровоз приземленной суровой тяжестью производил сильное впечатление. Иначе, чем могучий его не называли и это было правдой. Уже первые поездки опытного ФД20-1 показали его выдающиеся тяговые свойства и способность потреблять низкосортные угли, до этого на железных дорогах не применявшиеся. |
|